Выпуск №9

Кай Метов

Дорогие читатели, имеем честь представить Вам талантливого композитора и автора-исполнителя   Кая Метова.


Кай_002.jpgЗдравствуйте, Кай! Расскажите, пожалуйста, о себе нашим читателям?

- Здравствуйте, если перечислять регалии – это получится хвастовство, если рассказывать о каких-то проблемах жизненных, которые сподвигли меня на приобретение какого-то опыта – это будет грустно.

Краткая биографическая справка.  Родился в СССР, в городе Караганда, почти проездом. Туда мой папа был отправлен по распределению после окончания университета.  Я родился, обстоятельства изменились, семья переехала в Алма-Ату, где я и пошел в первый класс музыкальной школы по классу скрипки.

В 5 лет я объявил родителям, что буду музыкантом и попросил купить мне рояль. Рояль мне, конечно, не купили, а фортепиано   в кредит приобрели. И я с 5 лет начал на нем сначала одним пальчиком, потом двумя подбирать всякие мелодии, которые были тогда популярны в обществе.  И как-то так стал себя приобщать к музыке.  В 6 лет поступил в школу, но по классу скрипки. Сначала расстроился, потом обрадовался, а сейчас даже с гордостью об этом говорю. Потому что среди музыкантов, людей можно разделить на две части: первая часть – те, которые занимались в детстве скрипкой, и вторая -  все остальные. Так как скрипка развивает утонченное восприятие жизни, на скрипку берут с абсолютным слухом и там, где обыкновенный музыкант или обыкновенный человек увидит 50 нюансов,  скрипач увидит 150, где обыкновенный человек услышит 50 оттенков, скрипач услышит 150.

С одной стороны, это огромнейший плюс, потому что человеку, имеющему скрипичное образование, жизнь открывается в более широком аспекте за счет этих нюансов, о которых я говорил, но с другой стороны это люди более ранимые и к ним нужно более трепетное отношение.

После того как я занял первые места в республиканских конкурсах, Министерство Культуры Казахской ССР направило меня для продолжения учебы в Москву, в школу для особо одаренных детей, ЦМЩ при Московской Государственной Консерватории, которую я окончил в 1982 году. Это мое первое базовое музыкальное образование, советское. Я очень благодарен тому, что в моей жизни были эти педагоги из ЦМШ, я очень горжусь теми знаниями, которые они мне передали.  И, кстати, могу такую параллель
 провести сегодняшнему дню, потому что учась в ЦМШ, я каждый день проходил мимо дворика ГИТИСа, и у меня как то так вот в мыслях было, что наверное когда-нибудь я должен оказаться в стенах этого высшего учебного заведения, что собственно говоря, и случилось намного позже в моей жизни. В 2013 году я закончил ГИТИС и получил диплом драматического актера театра и кино. Еще у меня есть высшее образование юридическое, я в свое время закончил РГСУ. Являюсь юристом.

Служил в армии 2 года, демобилизовался.  Стал работать в разных филармониях, в разных качествах, был и скрипачом, и пианистом – концертмейстером, и  звукорежиссером,  художественным руководителем, и солистом, и вокалистом.

В 1991 году в порядке творческого эксперимента я записал песню «Мама, я хочу быть пионером».  Она стала первой, ставшей широко известной. Наверное, это случилось благодаря ее революционности и настроению, которые отразили то, что витало тогда в воздухе.

Наверное, поворотной страницей моей биографии стала песня «Position № 2», которая в 1993 году массово разошлась на просторах бывшего Советского Союза.  Эта песня впитала в себя энергетику того времени, написана была быстро, но уверенно. Меня часто спрашивают, о чем эта песня, а я говорю, что это не важно. Главное, что в ней присутствует энергетический срез той эпохи 90-ых, который прописан в нас с вами на генетическом уровне. Именно это обстоятельство до сих пор заставляет струны наших душ вибрировать в унисон с этой песней. Ко всему могу добавить, что есть всякие звания и регалии, общественные награды, но перечислять их не будем.2ofFb2Le4qA.jpg

Кто или что повлияло на Ваш выбор в пользу искусства?

 - В пять лет у меня родился брат, и я стал ежедневно ходить за молоком. Как сейчас помню – 3-х литровый бидон, идешь, покупаешь, возвращаешься домой.  А я парень был общительный и как- то в очереди разговорился с одним мужчиной. Он оказался профессором, преподавателем музыки. Ему было где-то под 70 лет. Ему понравились мои рассуждения. Он сказал, чтоб я приходил на следующий день с мамой. Мы пришли, и он убедил мою маму, что у меня талант и нужно меня поддержать, в просьбе купить пианино. Это произвело впечатление на моих родителей, и они увидели во мне музыканта. Вот такая вот история имела место быть.

Вообще очень часто в жизни появляются люди, которые делают какую- то вещь для тебя благую, но прежде, чем они появились, нужно быть уверенным в том, что-что- то должно случиться, потому что не может быть иначе и у тебя должно получиться каким -то образом. Когда ты в этом уверен, кто- то появляется и каким- то образом это получается. 

Вы написали первую песню в 1991 году, как она попала на радио?

- Первая моя песня, которая попала на радио, была «Мама, я хочу быть пионером», взяли ее сразу на радиостанцию «Маяк» и первый эфир у меня прозвучал, то ли в 1991-м, то ли в 1992 году. И я был безумно горд, мне тогда казалось, что на все эти 2,5 минуты, которые песня звучала в эфире, просто вся страна остановилась и ее слушала. Но конечно это было не так. Однако, тем не менее через какое-то время эта песня звучала практически из каждого ларька.

085_С балетом в кремле 18 апреля 2012.jpg

Путь к успеху нелегок, как преодолевали трудности?

- Сегодня прочитал мысли одного умного человека. «Есть люди, которые могут пробиться через любую стену. А есть люди, которые находят нужные двери». И то, и другое, наверное, правильно, но мой путь скорее второй.  Потому что я не очень агрессивный человек, не расталкиваю локтями коллег, для того чтобы доказать свою исключительность и эксклюзивность. Я считаю, что те инструменты творческого самовыражения, которыми я располагаю, на сегодняшний момент настолько широки, что меня может понять на интуитивном уровне, и ребенок с одной стороны, и отметить какие- то совершенно эксклюзивные нюансы очень искусный музыкант.

Еще что скажу в дополнение к Вашему вопросу о трудностях и сложностях, что мне кажется, что показатель успешности человека и его ума и скажем какого-то роста в жизни - это чувство иронии и чувство самоиронии.  Если человек этим обладает, тогда все в порядке и ему не нужно решать очень много проблем, которые его душат или пытаются каким-то образом свернуть с пути истинного.  Потому что, встречая проблему с улыбкой, ты открываешь двери и спокойно продолжаешь путь, а проблема остается где-то сбоку, и нет лобового столкновения.

Как отнеслись Ваши родители к Вашему первому успеху и выбору профессии в целом?

- С пониманием и гордостью, я думаю.  У меня такое ощущение, что я с самого рождения был ориентирован на успех в творческой жизни, наверное, это читалось в моих глазах, в уверенных заявлениях, в сочинениях по русскому языку и вообще, наверное, в круге общения, в котором я пребывал. Но, конечно, элемент неожиданности был, я даже более того скажу, элемент неожиданности был для меня самого, но мне кажется, что когда на тебя что-то сваливается, потом еще это надо удержать. Для того, чтобы все это в жизни получилось нужно быть к этому готовым.  А для того, чтобы быть к этому готовым – это должно

048_Портрет рояль 19 мая 2011.jpg

 жить внутри тебя ни день, ни два, а должна быть долгая подготовка психологическая.

В Вашей в семье были творческие люди?

- Вы знаете, каждый человек в той или иной степени имеет творческий талант. Социум начинает навязывать человеку какие-то принципы, в результате которого люди отказываются от одного, принимают на веру другое, начинают в этом закапываться и большинство начинает жить вообще не своей жизнью, следуют не своим принципам, упираются в тупики и не знают, что делать. Творчество- это некая отдушина, с помощью которой человек разбирается с внутренними конфликтами, если последние имеют место быть. Потому что любой человек впитывает в себя как губка то, что видит вокруг, переживает внутри себя и потом этот переработанный материал достигает определенной концентрации и уже не может удержаться и просится наружу, рождается то или иное творческое произведение.

Кай, посоветуйте, как людям не идти на поводу у социума и жить именно своей жизнью?

- Слушать себя. Даже самый мудрый совет основан на опыте кого- то, а самый бесценный опыт – это твой собственный опыт. Мне кажется, очень полезно находить время для того, чтобы пообщаться с самим собой, покопаться, узнать, чего ты хочешь. Вот если я Вас сейчас спрошу, чего Вы хотите, то Вы должны ответить, что Вы хотите, а не пересказывать что было в 146-й серии какого-то сериала.  А у многих в основном как- то в ту сторону мысли больше работают при беседах.

Скажите, а какие качества Вы особенно цените в людях?

 - У каждого человека индивидуальный набор качеств.  Я уважаю людей, у которых есть эксклюзивные качества, качества, которые не слизаны с кого-то, а которые они выносили внутри себя и активно ими пользуются. Горящие глаза, искрометный юмор, какие- то вещи, подчеркивающие это стремление.

Чего я не приемлю – это предательство.  Хотя простить я это могу. Вообще я могу все простить.  Но предательство оставляет наибольший шрам.

Как говорится для того, чтобы тебя не предали - не надо интегрировать слишком близко внутрь себя чью-то душу.

047_Портрет_11 января 2011.jpgВы считаете, лучше быть более отстранённым?

 - Нет, преграды не надо ставить. Иначе тогда зачем жить, если никому не доверять? Высоцкий по этому поводу красиво сказал: «Я когда встречаю человека, сразу начинаю ему доверять, и доверяю ему ровно до тех пор, пока он мне не докажет обратное».

Момент разочарования – он всегда эмоционально не позитивен. Всегда легкая грусть, если ты творческий человек – ты создашь какое-то произведение, нарисуешь какую-нибудь картину или напишешь какое-нибудь стихотворение. А если ты не творческий человек, значит, тебе придется собрать все это в кулак и вылить на чьи -то уши. Поэтому люди, занимайтесь творчеством.

Будучи сейчас состоявшимся артистом, как вы оцениваете состояние российского шоу-бизнеса?

- Я как таковой небольшой эксперт шоу-бизнеса, тем более российского, потому что вообще никогда не имел к нему отношения.  Когда было мое становления как музыканта, понятие шоу-бизнес отсутствовало, было понятие культура. Культура - это совершено противоположное направление в идеологии творческого человека, потому что культура- это всегда стремление к чему- то, что внутри тебя растет. Для того, чтобы понять культурное произведение, нужно сначала взрастить внутри себя некий росток понимания, то есть, когда он вырастет до определенного уровня, ты культуру этого уровня можешь воспринимать.  Шоу-бизнес этим заниматься не будет, потому что на это нужно тратить время.

Здесь все проще - поворачиваешься лицом к народу – что вам нужно? Вот это? Пожалуйста. А вот это вам приелось? Мы сейчас такое придумаем, чего Вы еще не видели, и будите в шоке и опять же будете нести деньги. Получается, что шоу-бизнес – это такая некая история, которая тянет туда – ниже пояса, потому что это всегда любопытно, всегда подстегивает интерес.  А культура – она обращается к духовному началу, нужно воспитывать себя, проделывать какую-то работу.

Я очень хорошо помню понятие -  тарификация, когда ты выходишь в зале филармонии и в районе 14-го ряда сидит группа товарищей в составе от 6 до 12 человек, кто- то из Райкома, кто-то из отдела культуры и какое -то количество людей, имеющее отношение непосредственно к музыке. И вот они слушают тебя, твое творчество и смотрят, как это выступление будет влиять на социум.  Будет ли оно его вдохновлять идти вперед к победе коммунизма? Или же наоборот будет разлагать, отвлекать от строительства светлого будущего и призывать к чуждым принципам загнивающего капитализма? И если у тебя нет этого правильного вектора – тебе могли запретить публичные выступления.

В демократическом обществе цензуре нет места, Вы же знаете, Кай?

- Это сложно назвать цензурой. То есть стихотворение может пробуждать в человеке светлые чувства, может погружать в уныние и грусть, а может нравственно разлагать.   Все это зацензурить невозможно, но подсказать артисту, что вот это вот желательно для общества, а это не очень – можно и нужно. У себя на кухне со своими собственными детьми и родственниками можно все что угодно рассказывать, и на любом языке.  Если ты выходишь на большую аудиторию, и люди тебя слушают, прислушиваются к твоим мыслям, значит, ты несешь ей что то, ты воспитываешь, ты передаешь ей руководство к действию.  И тогда это было, мне кажется, правильно. Другое дело, что были перегибы. Но перегибы всегда имели место быть. Но вот вектор был в эту сторону. Сейчас вектор в противоположную сторону.  Какие будут перспективы…

Кай_003.jpg

Молодым начинающим артистам Вы бы хотели пожелать развивать культуру и творчество?

- Вы же понимаете, в рамках нашего интервью я высказываю свою субъективную точку зрения.  Если сейчас рядом со мной будет сидеть человек других взглядов, я с интересом и любопытством буду его слушать. И если он будет говорить убедительно – почему бы нет? Это тоже имеет место быть.

Я Вам рассказываю свою концепцию устройства мира, но это не значит, что это истина в последней инстанции. Любая другая точка зрения, если она интересна, она приветствуется.  Кто во что горазд, кто-то будет развивать и прививать большой группе населения любовь к виолончельной музыке, а кто- то будет читать рэп.  И те, и другие по- своему правы.  И те, и другие будут воздействовать на нашу с вами душу, на наше с вами сердце. 

 

Когда раскрылось Ваше композиторское начало?

- Во-первых, я автор-исполнитель. Должен Вам сказать, что все те произведения, которые звучат в моих альбомах, написаны мною.  Я там выступаю как автор текста и автор музыки.

Более того, я человек спонтанный, я импровизатор, мне иногда проще что- то сыграть, нежели подыскать слова, для того чтобы выразить какую-то мысль. Причем, если начинаешь думать о том, что ты играешь – это уже другая история, а когда ты не думаешь, а руки сами играют, тебя несет, в этот момент и происходит таинство рождения произведения, автор которого я только отчасти, потому что пишут силы, которые через меня настраиваются на наш с вами пространственно-временной континиум. Вот так. И мне нравится, что я имею к этому отношение.

Первые сочинительские наброски у меня появились в начале 70-ых - у нас был урок по композиции в школе. Тогда же я начал сочинять и какие- то первые произведения.

В прошлом году написал несколько песен и инструментальных миниатюр к телесериалу «Особенности национальной маршрутки». В этом году выпустил одноименный CD. 

Так же недавно у меня вышел инструментальный альбом, который, между прочим, для многих стал откровением, потому что мало кто знал, что я в своей жизни пишу и инструментальную музыку, и что у нее свой характер, самодостаточный и непохожий ни на что другое.

Почему Вы решили выпустить этот альбом именно сейчас. А не раньше? Лет 10 назад?

-Всему свое время.  С точки зрения квантовой физики вообще непонятно есть ли время. Человек, совершая поступок сегодня, меняет и прошлое, и будущее, и все происходит здесь и сейчас.  Поэтому цели и задачи - то, что рождается внутри тебя честно, к тому ты и стремишься.  А рождается в процессе того, что познаешь, человек делает выбор – вот это мне нравится, вот это мне не нравится. То, что мне нравится, я буду творчески думать – как это переработать и куда это меня приведет.  И вот так вот человек, постоянно делая выборы, идет своим путем.

Откуда появилось вдохновение на создание альбома?

- Может у кого-то это происходит так - человек вдохновился, пришел домой, схватил ручку и написал произведение. Кто-то сидит, напрягается и сочиняет. Я ни то, ни другое.  Думаю, для меня это момент творческой необходимости. Ты поглотил какие-то ощущения, определенную информацию, внутри тебя закипает творческий процесс и дальше тебе нужно этим поделиться. Как некий отчет о том, что ты пережил, что ты осознал. В итоге вот и выходят те или иные музыкальные произведения из-под пера.

Есть ли у Вас ближайшая цель, которую Вы мечтаете реализовать?

- Конечно, цель есть и мечтаю я всегда.

Что бы Вы могли пожелать, посоветовать начинающим артистам?  

- Найти свой путь обязательно. Каждый день задавать себе вопрос – не вторичен ли я? Не повторяю ли я кого-то? Где мое собственное я?  Не опускать руки, и не слушать советов, настроенных против тебя.  Потому что, чем ближе ты к цели, тем большее количество людей, я не знаю, по каким законам это происходит, но это факт, тебя как бы за руку хватают и говорят – да брось, да не получится.  Вроде один шаг осталось сделать, а многие именно этот шаг и не делают...

Если ты что-то делаешь, надо в это верить. И верить в это до конца, что у тебя получится. 

Пожелания нашему порталу?

- Больше интересных материалов, здоровья и творческих успехов коллективу и, конечно же, удачи!


Виктория Новикова


Наш интернет-журнал готовит для Вас самые яркие события в культурной жизни Москвы. Мы всегда тщательно готовим материалы о предстоящих мероприятиях, выбирая самое ценное и запоминающееся среди сотен происходящих событий.


Подпишитесь на рассылку и Вы всегда будете в курсе лучшего, что происходит в нашем городе.

Рекомендуемые статьи:

История Успеха -  Игорь Бутман

Духовные путешествия

Bruguera Tennis Academy

Таланты - Хусейн Эльталая

Театр в Японии

Наши группы в соц. сетях: