Выпуск №28

Валерий Афанасьев "Я всю жизнь был рабочей лошадкой"

Дорогие читатели, представляем Вашему вниманию историю жизни и успеха талантливого российского актера театра и кино, народного артиста России, Валерия Афанасьева.

 

Здравствуйте, Валерий Алексеевич! Есть ли у Вас девиз по жизни?

- Есть, учиться, учиться и еще раз учиться.

Расскажите, что такое для Вас успех?

- Успех для меня выражается в том, когда тебя люди хотят видеть на сцене, хотят слушать тебя. Им интересна твоя позиция в этой жизни, вое мнение.

Если ты становишься личностью, ты интересен, ты достигаешь какого-то успеха. Но это с годами приходит. С трудом, с годами, с тем что ты сделал в этой жизни.

Как проходило Ваше детство?

- Про профессию абсолютно не было никаких мечт. Родился я в Москве в семье военного. Со второго класса начал писать стихи. Также я был очень влюбчивым мальчиком, поэтому стихи я писал романтические (улыбается).

Что касается театра, я совсем не мечтал быть актером. Хотя мой родной брат, который на десять лет меня старше, пошел в актеры. А я занимался спортом, хотел стать чемпионом мира по спортивной гимнастике. Мне спортивная гимнастика очень многое дала, хотя моя фигура и данные абсолютно для нее не подходят. Я высокий, тяжелый, но дошел почти до кандидата в мастера. До девятого класса занимался.

Гимнастика – это потрясающий вид спорта, где ты один на один со снарядом. Кроме физики, координации движения, это еще и интеллектуальный вид спорта. Спортсмен сосредотачивается, проигрывает в голове все комбинации. Это похоже с актерской тактикой, где он продумывает все свои диалоги и действия, которые он должен сделать в данном эпизоде.

И хотя в детства я не мечтал сам быть актером, но я обожал театр. Это было некое таинство, все это действо меня завораживало, я часто ходил на спектакли к брату. И потом вдруг пришло какое-то озарение, загорелась лампочка внутри, и в конце девятого класса я абсолютно четко для себя понял, что хочу поступать в театральный вуз.

Как на это решение отреагировали Ваши родители?

- По течению шли моему, что они могли сказать. Для них было главное, чтобы я поступил в институт, а в какой это уже мне решать. А так отец хотел, чтобы я стал химиком. В то время была модна химия, всякие предприятия химические, развитие химической промышленности и так далее.

До девятого класса я не лез на сцену, не участвовал в каких-либо драматических кружках.  Жил на окраине Москвы и ездил на Красную Площадь в Исторический музей. Там была библиотека и читальный зал, и вот это я обожал. Я как-будто попадал в совершенно другой мир. Увлекался Есениным, Маяковским, вот такие поэты мне были близки, хотя они совершенно разные.

Когда зародилось желание поступить в институт, я решил, что надо себя проверить, и поступил в народную театральную студию «Зил». Это был очень знаменитый народный театр, откуда вышли многие знаменитые актеры.

Год я провел там, даже сыграл две главные роли. Потом поступил в Щукинское училище.

Валерий Алексеевич, расскажите, как проходили вступительные экзамены? Легко ли Вы поступали?

- Первую десятку я провалился. Потом пошел во МХАТ, читал Есенина «Исповедь Хулигана», и там я тоже провалился.

Сидел рыдал за памятником Карлом Марксом, а моя одноклассница меня успокаивала.  А через два дня мне пришло письмо, маленькая записка - «Валерий, прейдите к Товарищу Петрову». Это была женщина, которая меня слушала два дня назад. Я к ней пришел, и она мне сказала:

«Вы у меня из головы не выходите. Что Вы читаете? Это чудовищно. Зачем вам в 16 лет это читать?».

Через два дня я снова пришел на прослушивание, выучил стихотворение своего брата. И она сказала: «Ну вот, все, иди на второй тур.»

 

Как далее проходили Ваши студенческие годы?

- Мечтал о театре Вахтангове, но судьба повернула по-другому. Очень известный актер, член художественного совета, сказал при отборе в театр, что они взяли уже троих такого же плана, и они сидят без ролей. И я буду сидеть ничего не делать. Теперь я сидел рыдал уже на Калининском проспекте, моя сокурсница меня успокаивала. У меня даже были мысли уехать к брату в провинцию.

Но через неделю появился режиссер из театра имени Гоголя, и предложил сразу главную роль. Это предопределило мою судьбу, хотя я не очень хотел в театр Гоголя, он находился в стороне от московской театральной общественности.

Какими качествами Вы считаете должен обладать актер?

- Уметь терпеть – это очень важно для актера, и это очень трудно. И быть всегда готовым. Это самое сложное, когда актер ждет, ждет, ждет и у него уже наступает отчаяние, но он терпит, верит в себя, работает над собой, мечтает. Бог это все видит.

Я всю жизнь был такой рабочей лошадкой, двадцать лет проработал в театре имени Гоголя, двадцать лет в театре на Юго-Западе и вот пятый сезон работаю в Электротеатре Станиславского.

Как Вы представляете себе театр, который во всем бы вам соответствовал?

- Мой театр очень энергичный, открытый, искренний, исповедальный, на основе естественно Чехова и Станиславского. Истина страстей и правдоподобие чувств в предполагаемых обстоятельствах, это написал Пушкин по поводу литературы. Станиславский взял эту фразу за основу и написал - Истина страстей и правдоподобие чувств в предлагаемых обстоятельствах. В этом вся квинсенстенция системы Станиславского.

В кино Вы играете много ролей военных людей…

- Понимаете, с кино у меня серьезного романа не произошло. Но тут два варианта, либо ты лежишь на печке и ждешь Тарковского. Либо соглашаешься на эпизоды, какие-то однотипные роли. У меня появилась семья, ребенок, мне нужно было их кормить. Я отдал приоритет театру.

В кино главное это фактура. Поэтому я закрепился на ролях маршалов, генералов. Мне говорили: «Никто не играет генералов так как ты». Что я могу с этим поделать, это уже определенный штамп.

Как моя сокурсница шутила: «Валера, сапоги и телогрейка пройдут красной нитью по твоему творчеству.»

Но Геликович давал мне и Ионеско, и Чехова, Булгакова, Шекспира и т.д.

 

Есть ли роль, которую Вы мечтаете сыграть?

- Мне бы хотелось, чтобы мне дали материал, от которого у меня бы пошли мурашки, чтобы совпадало то что за окном, во мне и в материале.

Есть одна роль в пьесе «Мещане» Горького, это роль  Бессеменова, вот ее мне бы хотелось сыграть.

Вы сейчас являетесь мастером курса в Институте Театрального Искусства.

- Да, это дебют. Я никогда не думал об этом. Мне всегда говорили, что это такая ответственность. Но вот так вот меня жизнь привела к педагогике.

У меня был опыт преподавания в ГИТИСе с Геликовичем на заочном факультете, но это всего два месяца в год.

А сейчас в Институте театрального искусства это постоянная работа со студентами весь год. А студенты — это как дети, и вот я набрал почти сорок детей. Но у меня опыт есть, у меня трое сыновей и пятеро внуков (улыбается). Поэтому это все дело ответственное.

Наша команда работает со студентами под девизом «Драма, пластика, слово».

Что для Вас главное было при наборе?

- Искренность, эмоциональность, желание. Мы даже взяли несколько человек с говором, но мне это сейчас не важно, это все можно исправить, а важно, когда я вижу, что человек ловит задачу правильно. Они конечно при поступлении все плавали, и я плавал, когда поступал. Но они органичны, и это важно.

Были ли в Вашей жизни моменты такие награни, когда Вы даже думали оставить профессию?

- Не было, никогда. Было тяжело, но оставить профессию не хотел никогда.

Был случай, когда я учился на втором-третьем курсе в Щучинском институте и было желание уйти во ВГИК в режиссуру. Такой момент был.

И второй раз, когда я уже работал в театре, через два-три года у меня опять появилось желание уйти во ВГИК, но там уже появилась семья, дети, и я не ушел.

Ваше пожелание молодым и начинающим актерам?

- Трудиться, трудиться и еще раз трудиться, и не унывать никогда. Терпение и труд все перетрут.


Наш интернет-журнал готовит для Вас самые яркие события в культурной жизни Москвы. Мы всегда тщательно готовим материалы о предстоящих мероприятиях, выбирая самое ценное и запоминающееся среди сотен происходящих событий.


Подпишитесь на рассылку и Вы всегда будете в курсе лучшего, что происходит в нашем городе.

Рекомендуемые статьи:

История Успеха -  Игорь Бутман

Духовные путешествия

Bruguera Tennis Academy

Таланты - Хусейн Эльталая

Театр в Японии

Наши группы в соц. сетях: