Выпуск №27

Татьяна Ташкова "Актер – это прежде всего духовное начало и личность."

Дорогие читатели, рады представить вашему вниманию историю жизни и успеха замечательной и потрясающей актрисы, Заслуженной Артистки России, Татьяны Ташковой.

Здравствуйте, Татьяна Александровна. Расскажите, пожалуйста, немного о себе нашим читателям. В какой семье Вы родились? Как проходило Ваше детство?

- Я родилась в абсолютно простой семье, родители у меня были очень добропорядочные, удивительно добрые русские люди.

Папа закончил три курса политехнического института и был вынужден прервать свою учебу по здоровью, поэтому у него не было как такого высшего образования. Работал всю жизнь на заводе, мама работала продавцом. Они были очень честными людьми, в конце жизни я им говорила: «Ну все ведь в торговле работают, а вы как-то скромно...» На что мама отвечала: «Да, наверное, можно было бы все себе позволить… Но я всю жизнь спала спокойно. А так всего необходимого было достаточно.»

Выросла я в частном секторе, у нас был свой дом в городе Волгоград.

 А что такое частный дом? Это значит, что теперь я умею делать практически все. У нас не было газа, мы топили печку. Я приходила из школы, нагревала ее, выгребала уголь, колола дрова. Лет с восьми-девяти я уже умела все это  делать сама.

Моя старшая сестра тоже помогала по дому. Родители с утра до вечера работали, у них был только один выходной день - воскресенье, когда нужно было успеть все сделать.

А ведь еще нужно было заниматься уроками, но мы все успевали - и на улице погонять и уроки сделать, и я ходила во все кружки, в какие только можно было ходить - и в спортивную гимнастику, и в легкую атлетику, в разные секции, в клуб интернациональной дружбы, лепила, рисовала, танцевала, пела в хоре. Я была очень любознательным ребенком, единственное, куда меня не приняли – это в балет, потому что я высокого роста.

Но потом волею судеб Вы попали в театральный кружок…

 - Да, как-то раз я вдруг сказала ребятам из нашего класса: «А вы знаете, есть такой кружок - драматический». Откуда это пришло мне в голову - не знаю, причем это произошло, когда я вспрыгнула на спортивного коня. Села на этого коня и говорю: «Есть такой драматический кружок. Там ставят спектакли. Пойдемте туда». И мы пошли в Дворец Пионеров, я была заводилой, за мной пришли человек пятнадцать. Учительница не могла поверить своему счастью, потому что до этого у нее было около двух-трех учеников, а тут пришли сразу пятнадцать. И она конечно же начала усердно с нами заниматься. Мы занимались скороговорками, речью, этюдами… все как надо.

У многих энтузиазм, в итоге, пропал, начали потихоньку уходить, уходить… и мы с педагогом остались вдвоем. Моя самая первая в жизни роль в этом Дворце Пионеров была в пьесе про Зайку-зазнайку.  Зайку играла педагог, а лису играла я, потому что я высокого роста, а педагог была из разряда травести. Ее звали Мая Мадестовна, для тех времен это было очень необычное имя. Показ прошел замечательно, у меня был специальный костюм для этой лисы и большой рыжий хвост.

Потом я еще какое-то время ходила в Центральный Дом Пионеров в драматический кружок, часто участвовала в конкурсе чтецов и побеждала. Я была очень активная, каждый год ездила в пионерские лагеря, где меня непонятно по каким причинам выбирали либо председателем отряда, либо председателем дружины. И мне все это очень нравилось, я любила быть в коллективе, всегда со всеми дружила. Замечательные воспоминания юности.

Когда Вы точно решили поступать в театральный?

- Когда я училась в девятом классе, меня спросили на уроке: «А кем ты собираешься быть?».

Я ответила, что собираюсь поступать в театральный институт. Повисла пауза, и учительница сказала: «Да…. Многообещающе, Васильева.»

Вот такая была реакция, после этого надо мной стали подсмеиваться и немножко издеваться, потому что никто из них не собирался ни в какие артисты, люди в нормальные профессии все шли.

Когда я поехала в Москву, никто не верил, что я вообще поступлю. Была такая история, когда я еще жила в Волгограде, нашла где-то книжку – «Куда пойти учиться?». В этой книжке была информация про Щукинское училище, МХАТ, Щепкинское училище и ВГИК. Там было написано, что нужна фотография – я сфотографировалась, и разослала во все эти училища свою фотографию с вопросом – «А как же к Вам поступать?». Отправила письма и ждала ответа. Это был одиннадцатый класс, и вот такая я была наивная (улыбается). Вообще я была девушкой смышлёной, но наивной.

И вдруг мне приходит ответ из Щукинского училища, они вернули мне мою фотографию, и прислали такой желтый листок, где были написаны условия поступления. Там все было расписано, и про то, что нужно пройти три тура, выучить стихи, басню и так далее. Таким образом у меня оказался только один адрес, куда надо ехать - я сочла это письмо за приглашение в институт.

Как отнеслись к этому Ваши родители?

- Родители были категорически против того, чтобы я поступала в театральный, мама говорила: «Дочка, лучше в физкультурный, лучше в спортсменки, чем в артистки. Жизнь у них непутевая, семьи обычно нет, все это очень сложно и т.д.».

Но когда пришло письмо из Щукинского училища, для родителей это тоже было значимо. Прислали почти что вызов из института (смеется). Как же было не отпустить? Конечно родители сказали: «Ну езжай, раз уж и адрес есть и инструкция к поступлению.»

Я до сих пор не понимаю, как родители могли отпустить меня одну в Москву, так как жить тоже было негде. Но они сказали: «Поезжай на несколько дней, и потом ты тут же вернешься, так как никуда ты не поступишь, сразу провалишься». Также мне дали напутствие, что надо делать: «Когда приедешь на вокзал, там будут стоять бабушки, нужно будет подойти к той бабушке, которая понравится. Надо ведь где-то будет остановиться.»

В итоге, я остановилась где-то на Таганке. Но со мной случилась неприятность, на выпускном вечере я простудилась и, когда приехала в Москву, утром в поезде потеряла сознание от температуры 42.  Выходила из вагона вот в таком полуобморочном состоянии с температурой. И эта бабушка взяла меня к себе на Таганку больную, два дня они с дедушкой лечили мне ангину медом с маслом и разными лекарствами. Но так как я была молода, мне было шестнадцать лет, я быстро поправилась за два-три дня, и как-то пошла поступать.

На показе прочла стихотворение, басню, и прозу «Алые Паруса» Грина.

И вот мне сказали: «Проза не годится, это все неправильно, но идите, мы вас пропускаем на второй тур, чтобы вы подготовились.»

 Я пошла в читальный зал, составила себе монолог Нины Заречной, сидела, учила. Но мне некому это было даже показать и порепетировать.

Татьяна Александровна, расскажите пожалуйста, как же проходили Ваши вступительный экзамены?

- В день экзамена вся площадь перед Щукинским училищем была забита абитуриентами. Я пришла в ужас, когда это увидела, на площади было человек триста.  Я уже думала не о поступлении, а как вообще пройти ко входу, чтобы узнать, когда я читаю. Я для себя тогда отметила, что все такие красивые девочки, они все были маленького роста и красивые. И я подумала: «Боже мой, что же я-то буду делать».

Потом я все-таки прошла на это прослушивание, а далее меня уже отправили на второй тур. К третьему туру я прочитала, то что меня просили выучить. Когда были этюды, нам дали задания три раза позвонить по телефону -объясниться в любви, извиниться по телефону, и сообщить радостную весть. Это сейчас у нас у всех мобильные, а тогда телефон был нечастый инструмент, в Москве даже не у всех они были. И вдруг у меня появилась такая мысль, я спросила у кого-то как зовут ректора. Мне назвали имя Борис Евгеньевич, и кроме имени, я больше ничего о нем не знала.

Радостную весть я сообщила, о том, что моя мама выиграла в Спорт Лото, объяснилась как-то в любви, и вот набираю номер и говорю: «А можно к телефону Бориса Евгеньевич Захарова?» Пауза. «Борис Евгеньевич, это Таня Вам звонит. Вы меня простите, Вы меня сегодня вечером в театр приглашали, но я, к сожалению, пойти с Вами не могу. Я занята, извините.» Потом опять пауза. Я даже испугалась за реакцию. Но вдруг раздался такой гомерический хохот. А я не понимала, что я такого смешного сделала. Позже выяснилось, что ему было 72 года. Я не знаю, почему я все это придумала, видимо это была какая-то природная провинциальная смекалка.

 

Мне поставили пятерку за этюды и пять по мастерству.  Только я начала читать Нину Заречную, как меня тут же остановили и больше ничего не спрашивали, видимо я понравилась художественному руководителю Анатолию Ивановичу Борисову. Таким образом я поступила.

Жить мне тогда было негде, общежития не было. Мама взяла отгул на один день, чтобы привезти меня в Москву и устроить, я помню, как мы приехали с подушкой и одеялом, и по объявлению нашли какую-то жуткую коммуналку на Добрынинской. Там было три комнаты, в последней из них жила бабушка, и рядом с бабушкой стояла какая-то кровать. Вот так моя мама со слезами на глазах оставила меня учиться в артистки.

 

Ваши родители к тому времени уже изменили свое отношение к этой профессии?

- Конечно родители были рады поступлению, хотя изначально мама говорила: «Поезжай, проветрись. И приедешь обратно через три дня. И давай нам телеграмму.» Тогда же не было телефонов. И я телеграфировала: «Первый тур прошла. Второй тур прошла. Третий тур прошла». И уже потом мама сидела на лавочке около дома, а вечером шла почтальон, и кричала:

«Маруся! Хорошую несу! Хорошую!» А мама уже валидол глотала. Конечно, раз я вроде стала поступать, родители уже захотели, чтобы я поступила. И вся почта там уже болела за поступление, за Марию, которая так переживала.

Когда я приехала после экзаменов, меня встречали друзья, мама накрыла стол, и все, кто меня встречал, приехали ко мне. Нам даже разрешили пить шампанское. Это все было шумно, весело, с цветами.

Я уже чувствовала себя артисткой, хоть сейчас и смешно это все вспоминать.

 

Как дальше продолжалась Ваша студенческая жизнь?

- На втором курсе я вышла замуж за достойного молодого человека, будущего дипломата из МГИМо. Он тоже был не москвич, и у нас не было никакой корысти, были искренние чувства. Мы жили на съемной квартире прямо напротив Кремля на Знаменке. У нас была большая комната, и это все было рядом с театральным училищем, и МГИМо тоже было рядом. Но через год ему нужно было уезжать. Н я не захотела ехать с ним заграницу, иначе я не смогла бы быть актрисой.

Я начала сниматься в кино уже со второго курса института, у меня были разные актерские предложения и экспедиции. Но я поняла, что нам надо расстаться, так как моя актерская карьера здесь только началась. Расставались не очень хорошо, на страстях, делить нам правда было нечего, кроме чувств, которые рушились по живому.  Но я не могу сказать о нем ничего плохого, он был хороший достойный человек, его звали Алексей.

Далее Вы занялись карьерой?

- Да, я занялась карьерой, после окончания института меня стали приглашать сниматься. Моя первая роль была сразу главная, снимали на Свердловской киностудии, фильм «История одной любви» по рассказу тогда модного писателя Анатолия Дробовика. Эта повесть заняла в журнале «Юность» первое место в конкурсе «Лучшая повесть года», по этой повести был снят фильм. Меня пригласили на съемки, были пробы. Мы снимались вместе с Сережей Колесниковым, известным артистом МХАТа.  А тогда полнометражная картина снималась полгода, это сейчас такая картина снимается за пятнадцать дней, иногда даже за десять.  

Потом все как-то пошло-поехало. Я и на Мосфильме снималась, и на Детской киностудии, на киностудии Горького, на всех киностудиях довелось поработать.

То есть таких проблем, как ждать роли, у Вас не было?

- Нет, у меня таких проблем не было. Да и сейчас многие не ждут, снимаются из картины в картину.

Назовите, пожалуйста, Ваши любимые кинокартины, которыми Вы гордитесь больше всего?

 - «Уроки французского», «Подросток», мне очень нравится картина советско-японская, где я сыграла волейболистку, называется «Путь к медалям». Очень хорошая картина, мы там снимались с Мишей Боярским. В фильме «Таможня» мы тоже снимались с Мишей Боярским. Прекрасный фильм «Демидовы», историческая картина.

Родители конечно радовались моим успехам.

Татьяна Александровна, а что Вы думали про театр в то время?

- Дело в том, что я сразу после Щукинского училища пошла в кино. В театр не попала, как-то не сложилось, и потом у меня не было московской прописки, а тогда это было очень важно.

Позже я вышла замуж за Ташкова Евгения Ивановича. Это произошло после моих съемок в картине «Уроки французского». Когда я снималась, у нас даже не было никакого романа с Евгением Ивановичем, потому что у меня был роман с другим человеком. Хотя, как Евгений Иванович утверждал, он влюбился в меня с первого взгляда, как только я вошла в комнату, где нужно было читать на пробах. Он был на тридцать лет меня старше.

Мы закончили картину «Уроки французского», вся группа рассталась.

И Евгений Иванович сказал мне: «Если Вам нужно будет подготовить отрывок, обращайтесь». Он же был очень хороший режиссер, и театральный, и киношный. Как-то раз я ему позвонила, сказала: «Евгений Иванович, может Вы мне поможете сделать отрывок?». Он взял тогда на отрывок Андрея, своего сына. И вот пока мы делали этот отрывок, у нас завязались сначала дружеские отношения, и потом только через какое-то время что-то произошло, и Евгений Иванович сделал мне предложение.

Я помню, как мы сидели в машине, и я просто ошалела от этой новости. Я сказала: «Вы с ума сошли, Евгений Иванович». Он тоже смутился и сказал: «Танечка, давай те к этому вопросу вернемся через год». Я еще больше разозлилась, хлопнула дверью и ушла.

Мы не то чтобы поссорились, но такая нелепость произошла. Все остальное долго рассказывать, но ровно через год мы поженились в этом же месяце. Весь этот год он меня добивался, ухаживал, склонял меня к тому, чтобы я согласилась.

В этот же год вы расстались с тем молодым человеком, с которым на тот момент встречались?

- Да, мало того Евгений Иванович нас приглашал к себе в гости с тем молодым человеком, с которым я встречалась, в ту самую квартиру, в которой я потом прожила последующие тридцать четыре года вместе с Евгением Ивановичем.

Я потом его спрашивала: «Зачем ты это сделал?»

На что он сказал: «Я хотел посмотреть каковы мои шансы, и понял, что мои шансы велики, увести тебя от того молодого человека.»

 

Что такое талант на Ваш взгляд?

- Как говорил Евгений Иванович, талант – это терпение мысли в одном направлении. Есть такое определение. Как это расшифровать?

Человек талантливый не может заниматься актерским мастерством и еще немножко чем-то.  Человек, который смотрит в одном узком направлении, может чего-то добиваться. У него свободная голова от денег, от быта, от всего. Он занят только этим.

Но если говорить просто про талант, то он конечно дается сверху. Можно развить способности, можно быть очень успешным и популярным человеком, но быть не талантливым, а очень способным, трудолюбивым.

Трудолюбие тоже бьет в эти узкие ворота.

Что такое успех для Вас лично?

- Когда мы молоды, нам хочется внешнего успеха. Чтобы нас узнавали, чтобы мы были, или казались. А надо быть, а не казаться.

А вот когда приходит время и мудрость, то становиться важен внутренний успех. Внутренний успех – это личностный рост, духовное развитие.

Для меня сейчас важно внутреннее наполнение и самодостаточность.

Какие у Вас планы и мечты на будущее?

- Мечты – это удел молодых. Какие у меня планы? Не растерять себя в наше такое сложное время и не изменить себе, потому что это очень легко сделать. Что значит изменить себе – сделать что-то не то для своей души, то что не соответствует внутреннему содержанию человека.

А это можно сделать. Например, человеку что-то заманчивое предложили и пообещали денег. Надо быть начеку.

Как-то я была у одного старца, который сказал, что мне нужно работать с молодежью. Я вернулась от него в удивлении. Приехала домой, и буквально через месяц у меня пошла такая насыщенная работа - у меня было пять проектов один за другим.

Позже судьба все-таки привела Вас в преподавательскую деятельность. Расскажите, как же это произошло?

-  Я ходила какое-то время на тренинги по психологии просто из любопытства, на бизнес-тренинги, потом меня пригласили в институт преподавать психологам актерское мастерство.

Мы занимались упражнениями, этюдами на расслабление, на освобождение, на свободу, на разговор, занимались речью. Что мне не нравилось, так это то, что там я не видела результат своей работы, мы не делали отрывков, показов, как это принято на актерских факультетах. Результат был никому не нужен.  Вообще зачем психологам нужно актерское мастерство? Для того чтобы, когда они слушают и вникают в проблемы своего клиента, не сопереживать настолько, чтобы начать вместе с ними рыдать, и не вникать в их проблемы так глубоко, чтобы так же вместе с ними оказаться в психушке.

Актер должен уметь плакать, рыдать на сцене, но он должен уметь вовремя остановиться, и, например, еще раз повторить тоже самое, и опять вовремя остановиться. Если же мы рыдаем по-настоящему, это наносит ущерб психике, и тогда это уже клиника, а актер должен быть очень здоровым человеком.

Позже меня пригласили в Институт Театрального Искусства преподавать актерское мастерство, и какой-то период своей жизни я преподавала на актерском факультете. Хотя я человек очень дисциплинированный и обязательный, иногда даже через чур дисциплинированный, но я задумывалась о том, как это все совмещать, если вдруг будут съемки.

 Я не к тому, что я не ощутила себя педагогом. Я знаю, что могу и умею это делать. Но это определённая дисциплина, а мы актеры все-таки вольные птицы. И потом у меня есть театр, в котором я играю, это театр «Киноактера». Если же заниматься педагогической деятельностью серьезно и основательно, то конечно нужно либо от всего этого отказаться, либо как-то совмещать.

 

Нам известно, что Вы сняли три документальных фильма. В качестве режиссера?

- Нет, я была директором в этом проекте. Это были 90-е годы, в тот период в театре ничего не происходило, кино не снималось. И мы решили создать такую частную кинокомпанию, нашли финансирование. Я была в Министерстве по делам национальностей с докладом на коллегии Министров, произнесла пламенную речь о том, что мы должны снимать кино о людях, которые живут не внутри Садового кольца, а за его пределами. Мы выбрали Карелию, и в Министерстве нам дали разрешение на съемки, мы приехали к президенту Карелии и нас приняли. Там мы сняли три картины. Одна из них была снята на Валааме – Зимний Валаам, туда практически никто не летает. Режиссером этого фильма был студент Евгения Ивановича. Второй фильм мы снимали о предпринимателе из Карелии, и третий фильм был снят о сартовало на границе Финляндии и России.

 

Татьяна Александровна, правда ли что какой-то период своей жизни Вы проработали в банке? Отложил ли какой-то отпечаток на Вашем характере работа в этой сфере?

-Да, я закончила международную банковскую школу по работе с ценными бумагами и после работала в двух банках. Но я не могу сказать, что это как-то повлияло на мой характер, потому что я все равно ощущала себя актрисой.

В Банке у меня со всеми коллегами сохранились прекрасные отношения, несмотря на то, что банк разорился, и нам недоплатили.

И в этот период я продолжала ездить на встречи со зрителями и концерты, поэтому творчество все равно присутствовало в моей жизни. Также в тот момент, когда я работала в банке, я получила звание Заслуженной артистки. Что интересно, с этим званием меня поздравляли банковские сотрудники, мне даже устроили банкет, но никто из актеров по этому поводу не позвонил.

Какие качества Вы цените в людях?

- Прежде всего доброту, ум, добропорядочность, щедрость души, и это не значит материальная щедрость.

Есть ли у Вас девиз по жизни?

- Не изменяй себе и будь человеком.

Ваше пожелание молодым начинающим творческим людям.

- Молодым актерам все-таки надо поменьше отвлекаться от профессии, это первое. А второе – нужно расти внутренне прежде всего, потому что актером может быть только тот человек, который имеет личностное начало. Если внутри пустота, он и будет барабаном. Актер – это прежде всего духовное начало и личность, и это не самолюбование, актер должен уметь поделиться со зрителем чем-то своим и затронуть его душу, и у него должно быть то, чем он может поделиться. Затронуть – это необязательно все должны рыдать, могут и смеяться, могут сопереживать, это тоже значит затронуть душу, зрители должны взаимодействовать с актером. А если у молодого человека нет этой задачи – затронуть, то зачем идти в эту профессию? Даже у семнадцатилетнего человека должно быть, чем поделиться в духовном и эмоциональном плане, если он выбрал путь творчества. 


Наш интернет-журнал готовит для Вас самые яркие события в культурной жизни Москвы. Мы всегда тщательно готовим материалы о предстоящих мероприятиях, выбирая самое ценное и запоминающееся среди сотен происходящих событий.


Подпишитесь на рассылку и Вы всегда будете в курсе лучшего, что происходит в нашем городе.

Рекомендуемые статьи:

История Успеха -  Игорь Бутман

Духовные путешествия

Bruguera Tennis Academy

Таланты - Хусейн Эльталая

Театр в Японии

Наши группы в соц. сетях: