Выпуск № 22

Ирина Карташёва: "Бог нас хранил, потому что кругом все было заминировано."

Дорогие читатели, рады представить вашему вниманию историю жизни и успеха потрясающей, талантливейшей актрисы, Народной артистки РСФСР, Ирины Карташёвой.

ирина карташева.jpg

Здравствуйте, Ирина Павловна! Расскажите, пожалуйста, из какой Вы семьи? Творческая ли она? Как проходило Ваше детство?

- Я родилась в Ленинграде, в замечательной семье. У меня были замечательные мама и папа, которые меня очень баловали.

В 8 или 9 лет меня отдали в балетную школу. Сказать, что я подавала какие-то безумные надежды в балете – нет, этого не было. Во первых, я  сразу очень вытянулась, поэтому у меня сердце не справлялось с такой физической нагрузкой.

Я думаю, что балерины из меня бы не получилось, потому что у меня нет большого подъема, и никаких особых талантов в балете я не проявила. Хотя балетная выворотная походка  все равно сохранилась на всю жизнь.

Ну а потом случилось то, что случилось со всеми семьями в 1935-1937-м году – арестовали моего папу, и нас выслали из Ленинграда.  Папу расстреляли в 1937-м году, и маме не разрешали жить в больших городах. Это абсолютно тесно связано с моей актерской судьбой,  выбором театра и всего того, о чем я расскажу.

Нас выслали в Куйбышев. В 1940-м году я закончила школу и поехала в Ленинград для того, чтобы поступить в театральный институт, и поступила.

Это была мечта Вашего детства – поступить в театральный?

- Да, я о другом и не мечтала. Хотела быть артисткой и все.

Я поступила в знаменитый театральный институт на Маховой в класс Бориса Михайловича Сушкевича.

Первый курс начался для  меня очень удачно. Борис Михайлович приходил на отчетные уроки, предметы у нас вели замечательные педагоги.

На первом курсе я познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Погоржельским, в будущим замечательным и известным артистом театра и кино.

И все было прекрасно, я играла отрывок из пьесы Зудермана «Огни Ивановой ночи».

Отрывок был замечательный, герои Марика и Георг. Эту роль Марики в свое время играла Комисаржевская. Пожалуй, этот отрывок на всю жизнь остался для меня светлым воспоминанием, потому что если говорить о моей актерской сущности, то в этом отрывке  героиня не лирическая, а характерная, что мне ближе.

b06.jpg


Но это 41 год. Война. И мне казалось, что жизнь кончилась.

Во-первых, все наши мальчики ушли на фронт. С Мишей мы еще не были мужем и женой, но считались женихом и невестой (улыбается).

Мама моя в это время была в Луге под Ленинградом, они уже  бежали от немцев.  Мы еще ничего об этом не знали в Питере, а немцы уже были в Пскове.

Мы  все были мобилизованы в театре, рыли окопы под Пулковом, и эвакуировали в нем музей Щиблица - знаменитый музей мебели в Питере.

Позже моя мама сумела позвонить и сказать мне, что они в чем стояли, в том и ушли, и их отправляют куда-то  дальше. Потом выяснилось, что их отправили в Куйбышев, там где мы раньше и жили.

А мне дали отпуск, потому что мне надо было привезти хоть какие-то мамины вещи. Я в чем была, в том и уезжала, в летних туфельках и платьице.

9 сентября горели Бодаевские склады,  в городе уже начиналась блокада. Меня вывезли на соломе  в товарном вагоне через Луг.  Я воссоединилась с мамой, и мы вместе с ее соседями по Лугу, где они жили этот  довоенный год, оказались в Саранске.

Я могу честно сказать, что первые дни войны не выдержала, в том смысле, что мне казалось, что жизнь кончена, и Питер, и любовь, и институт, театр.

Но жизнь то продолжалась, надо было жить. Я устроилась работать почтальоном в Госпитале. Это совершенно особенная статья в моей биографии, потому что потом у меня были потрясающие встречи после войны.  Это был Госпиталь, эвакуированный из Гомеля, они попали под первые бомбежки, под всю эту суматоху. И врачи потеряли всех своих родных. Когда я приходила в кабинет к Заведующему Мед. Части Ивану Васильевичу Инсарову – он так внимательно на меня смотрел, а я только качала головой – никаких вестей нет. Кстати, он потом нашел дочь и жену. Конечно в Госпитале я была самым желанным гостем, почта для ожидающих вестей о родных была очень важна.

Забегая вперед, могу сказать, что встречалась со многими людьми уже будучи в Москве, снимаясь в фильмах. И этот врач нашел меня по титрам в кино, когда я была уже в театре Моссовета. Мне сказали: «Вас разыскивает Министр Здравоохранения Белоруссии.» На тот момент он уже был министром. Мы встретились, я потом приезжала в Минск, бывала в его доме. Вот такие удивительные бывают у меня встречи. В Госпитале были замечательные врачихи. С одной я встретилась случайно, снимая дачу, потом оказалось, что это она. Мы кинулись друг к другу: «О, Ирочка!» - «Тонечка!».

Это была совершенно особенная полоса в моей жизни.

Но жизнь и в военные годы привела Вас в театр?

- Да, в Госпитале, естественно, была самодеятельность. Меня туда затащили, и я стала принимать участие в постановках.

2330abc47b6b.jpg

 

И вот однажды был какой-то смотр, мы играли такой скетч,  очень лихо сделанный. После этого меня пригласили в музыкальный драматический театр в Саранске.

Я сказала: «Нет, нет,  я не пойду, так как  жду вызова из института.»  И это было правдой. Прошло какое-то время, и я получила вызов из института, который был в этот момент в Кисловодске. А так как я была донором по крови, моя 1-ая группа крови всем подходила, меня вызвал начальник госпиталя и говорит: « Не можем взять кровь, у тебя ангина и температура под 40.» У меня единственный раз в жизни была такая ангина. Через неделю Кисловодск был взят, и институт неизвестно куда уехал.

Я осталась в Саранске и пошла в театр. Мне повезло, потому что театр был хорошим. Я играла там много ролей. Моя первая роль была – Виола, «12-я ночь» Шекспира.

Был один забавный момент - я сидела в гримерной и рыдала, потому что там был белый парик у Виолы, и я не понимала какой же должен быть грим под этот парик.

Вошел в уборную замечательный артист, который меня как-то опекал, очень пожилой дяденька и спросил:

-«Что же ты плачешь?»

-«Да я не умею гримироваться.»

 

Как далее складывалась Ваша жизнь?

- Далее я сыграла в этом театре много ролей.

И начался 43-год, я знала, что институт эвакуирован в Томск, и  продолжала ждать вызов от института. Также в  43-м году организовалась фронтовая бригада от Мордовии, в ней была молодая артистка из оперы, молодая артистка из драмы – это была я, была танцевальная артистка, чтец и музыкант. Бригада у нас получилась  хорошая. Мы приехали в Москву, и нас распределили, а это уже август 43-го года.

Нас определили сначала в Калининград, когда мы туда приехали – было затишье, там отдыхала армия после Сталинграда.

А потом началась страшная знаменитая Орловско-курская дуга, на которую мы и попали. Это Белгород, Ефремск, Плавск и все эти далее города. Мы были в Орле через полтора часа его взятия. Но Бог нас хранил, потому что кругом все было заминировано. Поэтому  сейчас я считаюсь участницей войны, так как мы были в первом эшелоне.

Потом, кстати, нашу бригаду перестали посылать в боевые точки - там было слишком опасно.

Когда  я вернулась с фронта в Саранск, то меня ждал вызов в Томск. И тут собрав деньги, что-то продав на барахолке, я села в поезд и помчалась туда. Ехала я через Новосибирск, и когда  оказалась в городе,  Вивьен (Главный режиссер Александрийского театра, учился с моим папой в одной гимназии) мне говорит: «Так вот ты где! Зачем тебе ехать в институт? Мы взяли сейчас как-раз молодых, окончивших институт артистов, а ты же уже играла в театре.» И я не поехала в Томск, а осталась в Александрийском театре, с которым и вернулась в Ленинград 5 или 4 мая 1944 года.

Я была счастлива, но не могу сказать, что моя жизнь в Александрийском театре сложилась. У меня была там очень удачная работа в Арбузовской пьесе. Я играла Надю, и это считалось моей большой удачей.

Позже я все время ездила в Москву хлопотать за свою маму, чтобы ей разрешили со мной вместе жить, поскольку еще не было 53-го года со всеми  амнистиями.

Какими путями судьба приводит Вас в театр имени Моссовета?

- Однажды муж моей двоюродной сестры, который работал у Завадского сообщил мне: «Ты знаешь, что Завадский ищет Дездемону?»

Я пришла к Юрию Александровичу, и сказала: «Я слышала, что вы Дездемону ищите.»

Он ответил, что в сентябре они едут на гастроли и затем пришлют мне телеграмму.

И в сентябре 1947 года я получила телеграмму, о том что взята в театр Моссовета. И с 1947-го года с сентября месяца по сегодняшний день, я работаю в этом театре, где мне конечно повезло. Потому что я встретилась с такими актерами, эта была одна из лучших трупп в Москве:  Мордвинов, Марецкая, Раневская, Любовь Орлова и другие.

Также  была большая удача, что я сразу попала в работу «Оттелло» с Николаем Мордвиновым.В трех спектаклях я играла с Фаиной Георгиевной, в «Рассказе о Турции»,  «Севидж», и в нашем легендарном спектакле «Дальше тишина».

184563.jpg


Что для Вас означает успех?

- По поводу успеха могу сказать -  я не знаю, что называть успехом, были у меня более удачные роли, менее удачные, но наверное мой  успех в том, что судьба меня привела в мой дом, я имею ввиду театр имени Моссовета  к Юрию Александровичу Завадскому, который приложил очень много усилий, чтобы моей маме разрешили  жить в Москве и мы перебрались сюда.

Как складывалась Ваша личная жизнь в Москве?

- Моя личная жизнь тут металась так и этак, но, в итоге, мы все-таки соединились с Мишей Погоржельским, и у нас родился сын, которому уже немало лет. У меня есть два внука.

Когда я перешла к Завадскому, я Мишу перетащила в Москву, а он был в то время в театре в Ленинграде. Он очень много снимался, Юрий Александрович очень хорошо к нему относился, и вообще его в труппе очень любили.

У него было серьезное ранение на войне, он был списан с фронта в 1942 году.

8 марта исполнится 20 лет с тех пор, как его нет. Он умер, потому что ранение и нога все время давали о себе знать, и на сердце это влияло. А я в этот день играла спектакль, потому что 8-го марта была премьера.

Какой репертуар у Вас преобладает сейчас? Мы знаем, что Вы играете в нескольких постановках.

- Сейчас я могу сказать, что несмотря на то, что мне очень много лет, как вы понимаете (улыбается), у меня шесть спектаклей в репертуаре. А это очень много.

Я играю у Кончаловского в «Дяде Ване» и «Трех сестрах», в «Фоме», в «Серебряном веке», в «Горе от ума», и в «Опасных связях».

Поэтому жаловаться грех. Также недавно я снялась в нескольких сериалах: "Ефросенья", "Дворик", "Омут" и другие.

Есть ли у Вас любимые актеры, нынешних или прошлых лет?

- Конечно есть актеры, которых я очень люблю. А если говорить о том времени,  Любовь Петровна и Фаина Георгиевна, Пляд, Мордвинов – все  это были потрясающие актеры. Для меня  было счастьем в то время прийти в театр.

Как Вы ощущали себя среди таких именитых людей?

- Очень хорошо, все они были замечательные партнеры, никогда не кичившиеся своей славой. Никогда об этом не говорившие.

И я благодарна судьбе, что вот так сложилась моя жизнь.

Какой ролью Вы больше всего гордитесь?

- Роль Екатерины Ивановны в «Петербургских сновидениях», "Дальше тишина». А из идущих спектаклей, я получаю очень лестные отзывы от моей роли в «Опасных связях», где я играю тетушку.

Но это уже истории моего возраста, потому что, к сожалению, в драматургии очень мало  больших возрастных ролей.

Есть актрисы, которые отказываются от эпизодов, я не отказывалась. И никогда не проигрывала в этом решении.

Я немного снималась в кино, но озвучила более 300 ролей. Все знаменитые артистки 50-х 60-х годов говорили моим голосом. И я утверждаю, что в то время дубляж был самым настоящим искусством, потому что фильмы озвучивали самые известные актеры того времени.

Ваши самые любимые работы в озвучивании?

-«Рокко и его братья», «Римские каникулы», «Лев зимой».

b6389031cf20.jpg

Вам ближе театральное актерское существование  или киношное?

- Конечно театральное.

Как Вы считаете, судьба уже дана человеку, или он сам творец своей судьбы?

- Я фаталистка, верю в судьбу. Видите, как меня судьба и мой ангел-хранитель по жизни вели. Хотя от того, как воспринимает человек свою судьбу тоже  очень многое зависит. А в театре очень большое значение имеет случай. Но это конечно для талантливых людей.

Что Вам всегда помогало преодолевать трудности?

- Характер. Моя мама – удивительная женщина, несмотря на все страшные тяготы, которые нам с ней выпали – она была удивительной. Она научила меня стойкости и мужеству, и очень многому.

Какой у Вас девиз по жизни?

- Все-таки верить в добро. Чтобы внутренняя пружинка, заведенная, не ослабевала.

Какие качества Вы цените в людях?

- Щедрость, порядочность.

Ваше пожелание молодым и начинающим свой путь творческим людям.

- Пожелание - любить театр, свою профессию.  Это важно в любой профессии, когда человек хорошо ее выполняет - это прекрасно. 

                                                                     


                                                                                                       Виктория Новикова


Наш интернет-журнал готовит для Вас самые яркие события в культурной жизни Москвы. Мы всегда тщательно готовим материалы о предстоящих мероприятиях, выбирая самое ценное и запоминающееся среди сотен происходящих событий.


Подпишитесь на рассылку и Вы всегда будете в курсе лучшего, что происходит в нашем городе.

Рекомендуемые статьи:

История Успеха -  Игорь Бутман

Духовные путешествия

Bruguera Tennis Academy

Таланты - Хусейн Эльталая

Театр в Японии

Наши группы в соц. сетях: