Выпуск №14

Игорь Бутман: Жизнь в ритме джаз

Дорогие читатели, Игорь Бутман, известный джаз-музыкант нашего времени рассказывает о своей жизни, творчестве, успехе в своем эксклюзивном интервью специально для читателей Эпохи 21.

242.jpg

Игорь, скажите, пожалуйста, в чем для Вас выражается успех?

- (Улыбается). Успех – это все: деньги, слава, женщины, а также, когда человек может позволить себе делать  то, что он любит, а его труд оценивается и признается. Благодарность людей за мою музыку, которая выражается в словах или покупке билетов на мои выступления - это для меня успех. 

Вы с детства мечтали стать музыкантом?

- Я с детства знал, что я буду музыкантом. Я  получал удовольствие от прослушивания музыки. Мне нравилось внимание, которое имеют музыканты. У меня отец был музыкантом, хоть и не профессиональным, но тоже был на сцене.

Когда Вы решили заняться музыкой, Ваши родители Вас поддержали?

- Да, особенно мой отец хотел, чтобы я стал музыкантом.  Он никогда не заставлял меня, не бил, просто всегда говорил о сцене, об артистах, музыкантах с большим восхищением и уважением.

Можно ли сказать, что Ваш отец оказал влияние на Ваш выбор профессии?

- Да, я осуществил его мечту. Мой отец был очень музыкальным и очень веселым, артистичным и талантливым человеком, но его амбиций не хватило, чтобы стать артистом по-настоящему. Ему также нравились технические вещи и он стал строителем-инженером.  Его мать, говорила, что надо сначала получить профессию, а потом уже быть музыкантом. В то время музыканты, актеры не признавались как настоящие профессии, но он всегда  занимался художественной самодеятельностью и однажды его заметили и  пригласили на пробу в театр имени Райкина, но он не решился.

Игорь, как Вы поняли, что Ваш инструмент- это саксофон?

- Был один эпизод, который мне запомнился  на всю жизнь. Мне 12 лет. Я уже в то время играл на гитаре, а до этого еще играл на кларнете.  Я прихожу во дворец пионеров  записываться в вокально-инструментальный ансамбль играть на гитаре, но  все места оказались уже заняты. Смотрю лежит саксофон, я просто его взял попробовать. Сыграл чуть-чуть и какой-то  педагог  говорит : « Саксофонист из тебя может получиться хороший».  Хотя изначально я не хотел играть на саксофоне. Потом,  когда я поступил в училище, я перевелся с кларнета на саксофон. И в скором времени  я познакомился с моим учителем Геннадием Гольштейном и понял, что я буду джазовым музыкантом.

Вы играете джаз, в то время как в СССР не очень это поддерживается, потом до развала СССР, Вы уезжаете в Америку, имея уже определенную популярность в своей стране. Не было ли давления со стороны властей?

- Давления с точки зрения, что играть и как играть не было. Я с 18 лет играю. Несправедливость, конечно же, была.  Это проявлялось в том, что меня иногда не пускали заграницу. Однажды  с ансамблем мы должны были ехать на гастроли в Югославию, а до этого мы были в Лейпциге, вот туда я съездил, а после этого меня не взяли, то ли я себя плохо вел в Германии, то ли я там активно общался со многими музыкантами, может боялись, что я в Югославию сбегу, в общем не знаю по каким причинам мне было отказано.

Игорь, Вы иммигрируете в Америку еще во время существования СССР, становитесь там известным музыкантом и почему, вдруг, решаете это все оставить и вернуться в Россию?

- После развала Советского Союза, я стал появляться с выступлениями  на родине. Мои друзья, которых я раньше знал стали состоятельными людьми, видя мое мастерство, стремление, желание, предложили мне финансовую поддержку, если я буду проводить больше времени в Москве.  Мне  было сложно сразу сделать подобный выбор, но все было за то, чтобы я вернулся. Во-первых- это становление нового государства, новые возможности, интересные проекты. Много молодежи появилось, которая интересуются музыкой, играет музыку. Потом я встретил свою будущую жену.  Я понял, что надо оставаться и развиваться дальше в своей родной стране. Многие хотели бы слышать оригинальных американских и европейских исполнителей, а я знаю  многих и пользуясь своими дружескими связями, личными гарантиями, мы смогли пригласить очень многих в Россию, познакомили Россию с прекрасными музыкантами, а их в свою очередь с Россией. Я продолжаю  часто приезжать в Америку и выступаю там со своим оркестром, что делает меня тоже в каком-то роде уникальным, тоже своего рода успех. Сейчас я еще больше убеждаюсь, в том, что  я  принял правильное решение, вернувшись  в Россию.

Каким из своих выступлений Вы больше всего гордитесь?

- Есть разные выступления, которыми я горжусь. Однако было одно выступление, которое мне особенно запомнилось. На первый взгляд оно было абсолютно обычным. Мы играли в русском доме на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году. Это было самое  начало олимпиады. Шли первые соревнования. В тот день  мы играли просто для себя, было не так много людей, среди них были и спортсмены, но всех в лицо я все равно не знаю. Потом на следующий день берут интервью у нашего олимпийского чемпиона по стрельбе – Михаила Неструева

1949.jpg

Его спрашивают:  « Что Вам помогло выиграть олимпийское золото»?

Михаил отвечает: « Так получилось, что первые дни я выступил не лучшим образом, а потом пришёл в русский дом, послушал музыку Игоря Бутмана, отвлекся, расслабился и на следующий день смог сконцентрироваться и набрал больше всех очков».  Конечно, для меня это гордость  осознавать, что твоя музыка способна так кого-то вдохновлять.

Ещё запоминающийся концерт, когда мы играли в Нью-Йорке в Джаз-Линколь центре  с американским оркестром. Мы играли вместе  и  по отдельности играли, но нельзя сказать, что это была  big band’s битва,  а именно музицирование вместе, потому что никто не хотел этот поединок ни выиграть, ни проиграть.  Еще было замечательное выступление перед Биллом Клинтоном, когда его принимал Владимир Путин в 2000 году. Потом об этом концерте Билл Клинтон написал в своей книге.

Если посмотреть со стороны, то может показаться, что в Вашей жизни, будто, все продуманно и настроено на успех, однако, наверняка, были моменты слабости и неудач. Как Вы  преодолевали трудные жизненные ситуации?

- ( Улыбается). Конечно,  не все продуманно. Очень много потрачено времени, ведь этот успех мог бы быть еще 20 лет назад, но из-за каких-то неправильных действий или просто нехватки времени, сил  и много чего не было сделано. Были моменты, когда была тяжелая работа, например, в русском ресторане в Нью-Йорке, и, вдруг, меня приглашают в оркестр Лайма Энтони.  Я стал ездить с этим оркестром, не могу сказать, что там я зарабатывал больше денег, но просто эта была другая музыка по сравнению с тем, что я делал в Нью-Йорке. С другой стороны, когда я был в Нью-Йорке и работал в русском ресторане , там были прекрасные музыканты. Конечно, когда ты делаешь не то, что ты любишь , ты играешь не ту музыку, которую ты любишь и не зарабатываешь деньги, то  появляется какое-то негативное отношение к музыке в целом, поэтому это приходилось преодолевать, но у нас  были отдушины -  наши концерты в джаз клубах. Я никогда не уходил с главной дороги, я всегда стремился к тому, чтобы делать то, что я люблю и общаться с теми, кто мне приятен.

1111.jpg

Без чьей помощи и поддержки Ваш успех не состоялся бы?

- Очень многим людям я благодарен. Я благодарю своих родителей, своего отца, который очень любил нас с братом и поддерживал во всем, а  также был примером во многих областях . Я благодарен своим педагогам. По кларнету у меня был замечательный педагог и по саксофону был выдающейся джазовый музыкант Геннадий Гольштейн . Благодарен руководителю джазового департамента училища Игорю Чернышеву. Я благодарю всех моих друзей , с которыми я играл, без них ничего не было бы, без их поддержки, критики или без их знаний. Потом , когда мне люди стали помогать, замечательный бизнесмен , скончался в достаточно раннем возрасте, недавно, Александр Ефанов , мой близкий друг, который и сделал так, что я остался в России , масса людей которым я благодарен за их веру в меня, за их  поддержку.

Игорь, что Вы думаете о сегодняшнем состоянии музыки? Почему сегодня мы практически  не создаем музыкальных шедевров?

- Мы не то, что не создаем шедевры, мы не можем оценить эти шедевры. Эти шедевры , которые требует времени. В свое время некоторые отказывались играть Листа , некоторые отказывались играть Паганини, и Моцарт умер практически в нищете, никто не думал, что это шедевр. Мы не знаем, может и делают сейчас шедевры, которые позднее станут классикой.

Что бы Вы могли посоветовать молодым музыкантам?

- Заниматься, как можно больше. Совсем недавно, одной девушке , она очень талантливая , играет на бас гитаре и поет, дочка организатора фестиваля  Фрица Ренольда, я ей сказал, что не стоит  торопиться. Деньги и слава обязательно придут, просто надо верить, в то, что делаешь и делать это как можно лучше. Всегда надо искать несколько путей, не стесняться своего мнения.

Говорят, что Вы много занимаетесь благотворительностью.  В чем заключалось одно из последних благотворительных дел, которое Вы сделали?

- Когда говорят, что я много занимаюсь благотворительность, то это  преувеличивают, потому что действительно, многие люди говорят, что они делают много, а на самом деле они делают немного. В последний раз, моя супруга с супругой Сергея Долголовцева , известного российского актера, Натальей Долголовцевой  делали благотворительный аукцион, и так как в этом участвовала моя жена Оксана, то я помогал. Они попросили известных художников Москвы сделать художественные произведения прямо на манекенах. Всем этим занималась, конечно, моя супруга, но помогал ей я. У Натальи Долголовцевой, один из сыновей болен, у него ДЦП и они придумали такую акцию, которая называется «Лыжи мечты». Это  специальные приспособления, для того, чтобы больные дети могли бы кататься на лыжах. Это отличная терапия, они начинают улыбаться, происходят хорошие изменения в их жизни.  Я постарался привести на выставку людей и сам пришел и купил эти манекены, а вырученные деньги пошли на программу «Лыжи мечты». Также мы проводили концерты для детей, дарили детям инструменты и другие подарки. Иногда выступаем бесплатно, помогаем разным талантливым детям, но это не так много, можно гораздо больше.

Расскажите, пожалуйста, про Ваш детский джазовый фестиваль?

- Сегодня в России очень много времени уделяется проблемам детей и это очень здорово. В 2008 году я вступил в партию «Единая Россия» и самым главным для меня  вопросом  был вопрос, связанный с музыкальным образованием. Я пытался вдохновить людей на  создание в школах музыкальных программ, организацию  духовых оркестров, джазовых ансамблей, но эта задача оказалась непростой , потому что есть люди , которым просто лень, которые не верят в это,  считают это идиотизмом, потом есть профессиональные музыкальные школы, которые против того, чтобы в простых школах были музыкальные уроки, то есть много интересов сталкивается. Я как  человек неискушенный, наивный, думал, что это будет отличная идея, но оказалось не все так просто, поэтому я занялся другими вопросами, которые тоже связанны с музыкой.   Есть джазовый конкурс под моим патронатом в Иркутске. Совсем недавно, когда мы получили поддержку от правительства Москвы, одно из их пожеланий было, чтобы мы сделали и детский фестиваль в рамках фестиваля «Триумф джаз».  Мы сделали большой концерт, много мастер-классов по разным школам, где есть джазовые отделения.  Мы выступили и сделали концерт студентов, которые приехали из Ростова-на-Дону, из Иркутска и из других мест. В планах есть продолжать, так как был большой успех. Мы провели это в небольшом зале, в Доме Музыки, в театральном зале, в следующем году мы сделаем в большом зале, сделаем показательные концерты во всех музыкальных школах , и это будет хорошая поддержка музыкантам. Все это мы делаем, чтобы привлечь детей и родителей к музыке.

693.jpg


Почему Вы вступили в партию «Единая Россия»?

- В партии не были представлены люди, которые занимаются джазовой музыкой, а  должны быть такие люди , которые представляют данный сегмент музыки, поэтому, когда поступило такое предложение, я подумал и решил попробовать поработать в свободное от работы время , не становясь ни депутатом, ни сенатором, а заниматься только тем , что я могу. На сегодняшний день я могу позвонить любому Федеральному министру и попросить встречу, и из уважения ко мне, даже не обращая внимания на мои официальные регалии, они со мной встретятся и выслушают.  У меня дружеские отношения с Аркадием Дворковичем, с министром культуры Владимиром Мединским. Я могу позвонить и сказать, что  у меня есть  вопрос , но это не значит, что они обязательно сделают, то что я прошу, но я могу объяснить ситуацию, мы можем попробовать поработать над проблемой, они могут поддержать финансово или иным образом.

Какие качества в людях Вы цените?

- Я ценю в людях чувство юмора, которое также выражается в умении посмеяться над самим собой, не воспринимая себя слишком серьезно, а также я ценю такие качества как щедрость и душевность.

 

                                                                                                                                  Елена Бортенева


Наш интернет-журнал готовит для Вас самые яркие события в культурной жизни Москвы. Мы всегда тщательно готовим материалы о предстоящих мероприятиях, выбирая самое ценное и запоминающееся среди сотен происходящих событий.


Подпишитесь на рассылку и Вы всегда будете в курсе лучшего, что происходит в нашем городе.

Рекомендуемые статьи:

История Успеха -  Игорь Бутман

Духовные путешествия

Bruguera Tennis Academy

Таланты - Хусейн Эльталая

Театр в Японии

Наши группы в соц. сетях: