Выпуск №12

Борис Грачевский

Дорогие читатели, представляем вашему вниманию историю жизни и успеха талантливого кинорежиссера, создателя детского киножурнала "Ералаш",  Бориса Грачевсого.

569711.jpg

Добрый день, Борис Юрьевич, расскажите немного о себе нашим читателям.

- У меня очень странная биография и она неожиданная. Я родился в семье артиста и библиотекарши. Папа работал в Доме отдыха, развлекал людей, в чем  добился огромных успехов. Когда мне было 6 лет, мы с папой делали  эстрадный номер – угадывание мыслей на расстоянии. Меня выводили на сцену, смотрели, чтобы я ничего не подслушивал и не подглядывал. Потом загадывали известных людей, а я тут же отгадывал. Иногда даже без слов. Я просто клал отцу руки на голову, и отгадывал кто это. Успех был очень большой, так что свои первые аплодисменты я получил в 6 лет.

Всю свою жизнь я опирался на трех великих китов, которые мне и сейчас помогают во всем.

Это классическая музыка, большая литература и  мировая живопись. Три кита, которые мне помогают делать «Ералаш», колоть психологию, потому что я прочел дичайшее количество книг. Я безумно люблю классическую музыку, поэтому у меня много друзей композиторов.

Моя безумная любовь к музыке помогает мне работать с композиторами. И самое главное – они меня понимают.

Нам также  известно, что в детстве у Вас был опыт работы в качестве экскурсовода. Так ли это, Борис Юрьевич?

- Да, это так. В 10 лет я жил в Подмосковном Болшево. И там я открыл  кружок по изучению изобразительного искусства, возил своих кружковцев в Третьяковскую галерею и сам водил экскурсии. Мне порой было очень приятно, когда некоторые взрослые переходили от своего экскурсовода ко мне.

Как далее развивались события Вашей жизни?

-  в 1964 году я пошел учиться строить ракеты. Потому что тогда мы все были увлечены космосом. И он меня увлек окончательно. В 1968 году закончил свое первое высшее образование.  В трудовой книжке моя первая работа -  токарь, 4-й разряд. Тогда всех заставляли получать рабочие профессии. После этого начал работать конструктором-технологм, после этого служба в армии, которая была достаточно трагическая, с которой я вернулся инвалидом 2-й группы. Это был 68-й год, Прага, и все там было страшно. Но я не люблю об этом рассказывать, пунктирчиком достаточно. Ненавижу войну, воюющих и так далее.

После армии хотел работать в кино, но  вакантных мест не было. Мне сказали: «Поработай пока грузчиком, а потом посмотрим». И я работал 8 месяцев грузчиком здесь на Киностудтии им. Горького. Таким образом, в этих стенах я нахожусь уже 46 лет. Из которых 40 лет я  делаю «Ералаш».

Как пришла идея создать «Ералаш»?

- Сама идея принадлежит Суриковой, которая очень этим гордится. Она сказала, что если есть «Фетиль» для взрослых, то давайте сделаем для детей «Фетилек». Дальше ей уже было некогда. Она уже пробовала кино снимать и так далее и так далее, а вот я и Александр Григорьевич Хмелик – замечательный драматург-писатель  приступили к воплощению поданной ею идеи.

Кто придумал это название - «Ералаш»?

- А название придумала, как мы сегодня уже честно говорим, дочка Хмелика, тогда она была в 7-м классе, сегодня это профессор ВГИКа, мастер, драматург Мария Хмелик, с которой мы только что закончили фильм. Вернее мы с ней писали сценарий.

Как Вы видите развитие «Ералаша»?

md_portret.jpg

- Развитие очень важно в одном – мы не должны стоять на месте. Мы не имеем права умиляться тому, что было. Всякие разговоры по поводу того, что раньше Ералаш был лучше,  я считаю комплиментом. Ибо нельзя снимать так, как снимали 20 лет назад. Вы были маленькие и это были ваши первые ощущения,  мороженное было слаще, трава зеленее. Ваши ощущения остаются, а жизнь меняется. Дети меняются. Это очень важные и серьезные вещи. Сегодняшний ребенок вообще не похож на того ребенка. Моей дочери всего 2 года, а она уже селфи делает.  Отнимает у меня телефон и фотографируется. Поэтому главная задача в том, чтобы снимать сегодня то, что волнует сегодняшних детей.

Вы сами придумываете сюжеты?

- У меня большой авторский, редакторский, режиссерский коллектив. Я строгий руководитель, но зато у нас получается то, что нам надо.

Среди детей, снявшихся в ваших сюжетах, много состоявшихся артистов. Вы в них еще с детства видели задатки будущих звезд?

-  Мы изначально отбираем детей среди тех, у которых есть актерский  талант. Не все сохраняют этот талант и лишь немногие продолжают идти по этому пути.

Расскажите, пожалуйста, про Ваш кино-проект «Крыша».

- Это моя первая картина. Я собирался сделать картину о любви мужчины и женщины разного возраста. Но в этот момент наткнулся на сценарий «Девчонки».  Про трех девочек, которые вместе сиганули с крыши. Это подлинная история. Меня настолько потряс сценарий,  что я сразу сказал, что буду его снимать. Все мне говорили, что я сошел с ума, такая страшная история. Но как-то работая над картиной,  я  вдруг понимаю, что нахожусь  в тупике. Потому что эта история действительно очень тяжелая,  14 летним подросткам смотреть суицидальную историю совсем не радостно. И тогда я переакцентировал  всю историю и теперь главной мыслью стало – как важно взрослым быть внимательнее к своим детям, иначе они окажутся на краю крыши.

Количество слез, которые собраны мною в залах, можно уже ведрами исчислять. Это очень правдивое и честное кино.

 

Планируете ли Вы и дальше развиваться как режиссер кино?

- Обязательно, сейчас я закончил работу над второй картиной. Сюжет ко мне пришел неожиданно. Я пытался найти соавтора, который поймет меня и поможет записать. Моим соавтором стала Мария Хмелик. Мы с ней написали сценарий.  

Саундтрек к новому фильму Вы поете сами, так ли это?

- Нет, не так. Фильм заканчивается песней, которую поет Киркоров на мои стихи. А в телеверсии я ее пою сам.

Записываете ли Вы свои альбомы?

- Да, у меня есть два альбома, но я не занимаюсь их продвижением по радио и т.д. Это дело для души, это тоже часть меня. В фильмах есть мои песни, на концертах исполняю.

Любите ли Вы путешествовать?

- Безумно люблю путешествовать, очень много где бывал. Остались такие страны, которые меня беспокоят, это Бразилия, Австралия и Япония. Все остальное я уже знаю.

Какие у Вас мечты на будущее?

- Я не мечтаю, я ставлю задачи и добиваюсь их решения. Вот сейчас я поставил задачу написать сценарий по мотивам одного из рассказов Стефана Цвик.

Какой у Вас девиз по жизни?

- Ходить по солнечной стороне жизни. Главным моим девизом, наверное, можно назвать строки Марины Цветаевой:

…И если все ж – плеча, крыла, колена

Сжав – на погост дала себя увесть,-

То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

723396856.jpg

Ваше пожелание молодым и начинающим свой путь людям.

- Самое главное, если ты считаешь, что можешь сделать лучше, ты обязан это сделать. Это очень важно. Никогда не надо самого себя нахваливать, надо к себе относиться как можно жестче. Пусть хорошее тебе говорит кто-то другой.  И оставь на Земле след, не обязательно творческий. Можно оставить след, чтобы потом говорили  о том, какой он был классный токарь. Или о том, какой был сосед великолепный – всегда поможет. Это человеческое лицо, созидательное качество человека, созидательность хороших человеческих отношений.  Есть у Анны Андреевны Ахматовой такие строчки:

«Я обернусь беззвучною зимой и вечные навек закрою двери... И все-таки услышат голос мой...И все таки опять поверят.»


                                                                                         Виктория Новикова и Елена Бортенева


Наш интернет-журнал готовит для Вас самые яркие события в культурной жизни Москвы. Мы всегда тщательно готовим материалы о предстоящих мероприятиях, выбирая самое ценное и запоминающееся среди сотен происходящих событий.


Подпишитесь на рассылку и Вы всегда будете в курсе лучшего, что происходит в нашем городе.

Рекомендуемые статьи:

История Успеха -  Игорь Бутман

Духовные путешествия

Bruguera Tennis Academy

Таланты - Хусейн Эльталая

Театр в Японии

Наши группы в соц. сетях: